Раз уж выше зашла речь о Марциале и портике Помпея, то вот еще одна книга, которая сделает для вас Рим совершенно другим. О книге Виктора Сонькина уже много раз и подробно писали; в 2013 году он получил премию «Просветитель». Сонькинский «Рим» устроен по принципу путеводителя: прогулки начинаются с самого центра Рима и древнего, и современного: Римского форума; «вряд ли на свете найдется другой клочок земли, где на квадратный метр приходилось бы такое количество великих исторических событий». Постепенно продвигаясь от центра к периферии, Сонькин проводит читателей по Священной дороге, мимо Палатинского и Капитолийского холмов, по Марсову полю и Аппиевой дороге, и наконец завершает экскурсию в римских предместьях — Остии и Тиволи.
То, что Рим после античности продолжал жить бурной жизнью и остался одним из главных городов мира, только придает задаче автора больший интерес: его метод напоминает снятие слоев на компьютерной модели. Разумеется, Сонькин говорит и о церквях Возрождения, и о «Пишущей машинке» — памятнике Виктору Эммануилу II, — но главным образом в связи с древними памятниками, часть из которых сохранилась именно потому, что активно служила новым целям (как Пантеон, ставший христианской церковью) или, напротив, прежним (как Большая клоака — античная канализация, до сих пор выполняющая свои функции). Иногда это ставило археологов перед сложными этическими вопросами: например, в XIX веке стало ясно, «что за барочным убранством [церкви] Св. Адриана скрывается здание древнеримского Сената. В 1935 году церковь прекратила свое существование, а к 1938 году позднейшие наслоения были уничтожены, остались голые кирпичные стены. Одни считают, что в результате нам стал доступен один из самых роскошных интерьеров, сохранившихся со времен античности, другие — что расправа с шедевром Лонги никак не обогатила наши представления о красоте и величии древнеримской архитектуры».