Возле станции метро Пирамиде (Pirámide, ударение на «а») – большая транспортная развязка, железнодорожная станция и в целом как-то неуютно. Но зато здесь можно посмотреть на удивительный памятник – Пирамиду Гая Цестия (Piramide di Caio Cestio, итальянцы говорят «Кайо Честио»). Это одна из тех гробниц, которые навсегда сохранили имя покойника при полном отсутствии какой-либо еще информации о нем. Все, что мы знаем о Гае Цестии, мы знаем от его экстравагантной могилы. На ней есть надпись, которая сообщает, что Цестий был претор, народный трибун и эпулон (то есть член коллегии жрецов, отвечавшей за посвященные богам торжественные пиршества) и что пирамиду построили согласно его завещанию всего за 330 дней. Цестий в завещании велел похоронить его в роскошных пергамских тканях, но новые законы против роскоши сделали такое захоронение невозможным, так что потомкам пришлось ткани продать, а на вырученные деньги возвести статуи.
Несколькими веками позже памятник встроили в городские оборонительные стены. В Средние века он зарос плющом, и имя Цестия забылось – вплоть до XVII века пирамиду называли Гробницей Рема, в параллель к Гробнице Ромула, похожей пирамиде еще большего размера, стоявшей на Ватиканском холме; ее снесли в начале XVII века, расчищая место для новых зданий.
Современному взгляду, привыкшему к пропорциям египетских пирамид в Гизе, пирамида Цестия кажется слишком узкой и вытянутой. Еще совсем недавно все было ровно наоборот: единственной древней пирамидой, известной европейцам, была как раз пирамида Цестия. В результате даже побывавшие в Египте художники начинали сомневаться в собственных впечатлениях и изображали пирамиды возле Каира вытянутыми по вертикали. Такая форма гробниц характерна для древнего царства Мероэ на территории нынешнего Судана, вновь открытого европейцами только в XIX веке. Это сходство породило гипотезу об участии Цестия в карательной операции или каких-нибудь торговых посольствах в Африке южнее Египта.