Помните «фронтон посреди вонючего рыбного рынка» у Гоголя? Этот фронтон – Портик Октавии (Portico d’Ottavia). Когда-то он считался географическим центром еврейского гетто. Рынка там теперь нет, но о нем напоминает улица Форо Пискарио (via del Foro Piscario – «улица Рыбного Рынка») и латинская надпись в правой части портика: «Головы рыб длиннее этой таблички должны быть отданы консерваторам [т. е. муниципальным чиновникам] до первых плавников включительно».
Этот памятник выглядит довольно страшно: раскрошившийся фронтон, щербатые мраморные колонны, заплаты из кирпича. Собственно, это не сам портик (крытая колоннада), а только вход в несохранившийся портик. Когда-то это был один из самых изящных архитектурных комплексов Рима. Внутри стояли два храма – Юноны Царицы и Юпитера Останавливающего. Ученый-энциклопедист Плиний Старший рассказывает, что, когда грузчики привезли статуи в только что построенные храмы, они перепутали, какой где, и все мужские статуи поставили в святилище Юноны, а женские – к Юпитеру. Римляне с их традиционно невротическим отношением к порядку вещей решили ничего не менять, раз боги сами выбрали себе жилища.
Поскольку вокруг портика до сих пор множество еврейских ресторанчиков и кафе, здесь самое место попробовать карчофо алла джудиа (carciofo alla giudia) – артишок по-еврейски. Артишоки собирают по весне, вымачивают в подсоленной воде, срезают внешние жесткие листья, бьют один о другой и жарят в кипящем масле.