Гробница пекаря Эврисака. Если продолжить движение в этом же направлении, вы придете на площадь Порта Маджоре (piazza di Porta Maggiore), где в мощные оборонительные стены встроена большая арка. Это не просто арка: когда-то в этом месте перекрещивались линии шести акведуков, и два водоводных канала проходили и через эти ворота. Блоки, из которых они сложены, кажутся нарочито грубыми, неотделанными. Это сделано нарочно: при ученом императоре Клавдии в моде была грубая старина. По этой же причине слово «Цезарь» в посвятительной надписи написано не как в классической латыни – Caesar, а как писали в старинные времена: Caisar. Это написание, скорее всего, более точно отражает древнеримское произношение («кайсар»).
Но еще более интересный памятник стоит за аркой, примыкая к ней снаружи почти вплотную. Он обнаружился там только в 1837 году, когда папа Григорий XVI решил освободить стены от позднеантичных и средневековых наслоений. Это прямоугольная гробница, чье бетонное ядро облицовано травертином и на каждой из сохранившихся сторон читается одна и та же надпись: EST HOC MONIMENTUM MARCEI VERGILEI EURYSACIS PISTORIS REDEMPTORIS APPARET.
Если не считать последнего слова, то надпись вполне понятна: «Сие есть памятник Марка Вергилия Эврисака, пекаря и поставщика», – но не совсем ясно, что значит слово apparet, особенно если учесть, что текст этим словом заканчивается. Филологи спорят до сих пор. Пожалуй, самое убедительное объяснение – что это глагол apparere, «быть очевидным», и он значит в этом контексте что-то вроде «а вы как думали?».
Рядом с гробницей тогда же нашли рельеф, изображающий мужчину и женщину, урну для праха в виде хлебной корзины и плиту с еще одной надписью: «Была Атистия супруга мне и женщина прекрасная, ее от тела останки что остались, те в этой хлебнице лежат».
Греческое имя пекаря («Эврисак») и отсутствие указаний на отца и деда, почти обязательное для могильных надписей свободнорожденных римлян, позволяют считать, что он был вольноотпущенником и самозабвенно гордился своим ремеслом. На рельефах, опоясывающих верхнюю часть гробницы, изображены разные этапы приготовления хлеба: работники несут зерно, ссыпают его в большие меры, взвешивают, передают оптовым закупщикам; зерно мелют (движущая сила мельницы – довольно мрачные ослы), просеивают; наконец, тесто размешивают (снова не без помощи тягловой силы), раскатывают, выпекают в печи. Даже сам памятник построен так, чтобы напоминать о хлебопекарном ремесле: вертикальные трубы в нижнем ярусе, возможно, изображают башни для хранения зерна, а горизонтальные отверстия, которые пока никому не удалось объяснить удовлетворительно, могут изображать тестомешалки (или, по одной радикальной гипотезе, даже быть настоящими тестомешалками, встроенными в гробницу).